×
Vesna>Блог>Ноябрь, 2011>Поведенческие факторы ранжирования Яндекса
 

Поведенческие факторы ранжирования Яндекса

Этот пост  на тему, о которой говорят в Рунете уже все, кому не лень — поведенческие факторы. В Казнете, думаю, что пока еще не все знакомы с таким важным фактором ранжирования, без учета которого продвижение сайтов в современных условиях уже не имеет смысла.

Давайте попробуем порассуждать на примере. Допустим, вы в поиске набрали запрос «пластиковые окна». Открыли сразу  же сайт находящийся на первом месте, не увидели нужную информацию и опять вернулись к выдаче. Открыли сайт, находящийся на пятой позиции. Провели некоторое время на нем, полистали страницы и остались. Из всего этого поисковая система может сделать вывод, что сайт, который вы открыли первым не ответил на ваш запрос, а вот сайт к которому вы обратились потом, ответил на ваш запрос. Следовательно, первому сайту можно дать -1 ПФ, а второму  +1 ПФ.

Но давайте вернемся к тому, что такое поведенческие факторы (ПФ) и на какие группы они подразделяются. На мой взгляд, существует как минимум 2 большие группы.

Первая группа - факторы, которые учитываются на своем собственном поиске Яндекса.
Вторая группа - факторы, которые учитываются, на ранжируемых сайтах (на продвигаемых ресурсах).

Учет поведения пользователей в поисковой выдаче
  • CTR — соотношение числа переходов на продвигаемый сайт из поисковой выдачи к числу просмотров информации о сайтах  все в той же поисковой выдаче.
  • возврат пользователя обратно в поисковую выдачу после перехода на продвигаемый сайт.

Учет поведения пользователей на продвигаемом сайте

Если подумать, то очевидно, что поведенческими факторами, которые поисковые системы могут учитывать на продвигаемом сайте, это:
  • показатель отказов,
  • продолжительность сессии,
  • глубина просмотра.

Хотя это не полный список показателей, которые может анализировать поисковая система, на мой взгляд, это одни их самых важных показателей.

Конечно, спросите вы, а как же быть сайтам  таким как «Заказ такси» или «Заказ пиццы», где показатель отказов будет стремиться к 100%. Человек зашел на сайт, увидел на первой же странице нужную ему информацию (чаще всего номер телефона) и ушел с сайта не посмотрев больше ни одной страницы. Да все очень просто, поисковые системы разделят на определенные группы  такие сайты, и на ПФ будут влиять другие факторы.

Многие пользователи всемирной паутины серьезно думают, что поведенческих факторов не существует, но, на самом деле, существует довольно простой  метод их выявления, с помощью которого можно увидеть влияние факторов на выдачу.

Например, смотрим выдачу по запросу с ключевым словом «авиабилеты»:


На 6 позиции видим сайт airastana.com, а на 4 сайт компании bstravel.kz который, кстати, продвигался мной еще в начале этого года по запросу «авиабилеты», но без накрутки поведенческих факторов.

А теперь, если ввести в поиск Яндекса «авиабилеты» и  «-абракадабра», причем любая, то мы увидим результаты запроса,  для которого поведенческие факторы равны нулю, т.к. данный запрос никогда не набирают. Иными словами, это будет запрос без учета поведенческих факторов: на первых позициях будут сайты с самыми качественными ссылками и с наилучшим текстом.



Картина радикально изменилась, не правда ли?
На шестом по запросу «авиабилеты» без поведенческих факторов мы видим совершенно другой сайт, а  в реальной выдаче сайт компании airastana находится за пределами 50 места, а значит, он нравится пользователям, за что великий и могучий Яндекс повысил его позиции за счет ПФ (а может airastana накручивает себе ПФ).  Сайт же компании bstravel находится аж на 9 месте, но тут я уверен, что никакой накрутки ПФ не было, а следовательно сайт реально за счет ПФ занимает свое 4 место и Яндекс повышает его позиции.

С таким же успехом можно узнать истинное место и реальный рейтинг любого сайта в выдаче Яндекса.
Просмотр и определение поведенческих факторов данным способом так же выявляет наличие фильтров у некоторых сайтов. Но, к сожалению, способ не будет иметь успеха в Google.

Описанные выше мысли можно легко подтвердить.
В начале этого года произошла утечка информации из главного внутреннего справочника Яндекса. Речь идет об экспериментах Яндекса, внутреннем уставе и технической документации. Особенно интересны эксперименты Яндекса с целью улучшения выдачи.

Даются точные критерии оценки поведенческих факторов выдачи:
  • Время до 1-го клика (first_click_time),
  • Доля «хороших» кликов (long_dwelltime_rate),
  • Доля «плохих» кликов,
  • Доля запросов, в которых была инверсия очередности клика (inversion_rate),
  • Среднее арифметическое позиции первого клика (first_click_pos),
  • Средняя кликабельность серпа,
  • Кликабельность отдельного ресурса.

Так же есть оценка изменений поведенческих факторов к которым стремятся экспериментаторы:
  • сокращение времени до первого клика (хорошо),
  • сокращение длины пользовательской сессии (хорошо),
  • снижение позиции первого клика (непонятно).

Можно смело говорить о новом и важном поведенческом факторе.

Накрутка в сфере поведенческих факторов последнее время привлекает много внимания. Яндекс с конца мая 2011 года начал наказывать сайты, использующие различные способы накрутки поведенческих факторов.

В довершение хочу напомнить, что поведенческие факторы можно накрутить с помощью  различных систем накруток ПФ, таких как  Userator. Но это все на свой страх и риск, потому что Яндекс довольно успешно выявляет все подобные накрутки.

Хочу привести видео по теме использования поведенческих факторов в продвижении сайтов рунета. Как все начиналось и как за один месяц сайты выводились в Топ по высоко конкурентным запросам только за счет накрутки поведенческих, ну и то, как за этим последовал фильтр Яндекса:

Автор: Артем Персиянов, Специалист по интернет-маркетингу
Категории: Технологии 4 ноября 09:24
 

 
Нравится 0  
 
 


-